Аэронавтика

Аэронавтика (от греческого аэр — воздух и наута (греческий ναυτα — плавающий, мореплаватель) — вертикальное и горизонтальное перемещение в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации, использующей летательные аппараты тяжелее воздуха).

До начала 1920-х годов термин «воздухоплавание» использовался для обозначения передвижения по воздуху вообще.

Аэронавт, аэростьер — человек, который летает на аэростатах, занимается воздухоплаванием, поднимается в небо на воздушных шарах.

История

Первый монгольфьер — аэростат, наполненный горячим воздухом, который был сконструирован братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье, 5 июня 1783 года совершил в городе Аннонэ(»Annonay», Франция) первый полёт без людей. 27 августа 1783 года шарльер — аэростат, наполненный водородом, конструкции Жака Александра Сезара Шарля на Марсовом поле в Париже.

21 ноября 1783 года в Париже Пилатр де Розье, французский физик и химик, один из пионеров авиации, вместе с маркизом д’Арландом впервые в истории поднялись в небо на монгольфьере . Они пробыли в воздухе почти 25 минут при этом пролетев 9,9 км и поднявшись на высоту около 1 км.

Однако в конце XVIII — начале XIX вв. португальцы оспаривали это достижение, считая основоположником воздухоплавания бразильского священника Бартоломеу де Гусмана.

Первый полёт шарльера с экипажем (Шарль, Жак Александр Сезар и М. Н. Робер) состоялся 1 декабря1783 года в Париже.

1-го декабря 1783 г., поднявшись с парижского Марсова поля на высоту 2000 метров, Жан-Пьер Франсуа Бланшар предпринял 7 января 1785 г. первое путешествие через море; он поднялся с утесов Дувра и благополучно опустился на французском берегу, по другую сторону пролива Па-де-Кале. Аэростат, устроенный Бланшаром и снабженный веслами, рулем и парашютом, не мог, по заявлению беспристрастных наблюдателей, производить самостоятельных движений, хотя Бланшар думал добиться этого (он даже назвал свой шар «летучим кораблем»).

Профессор Шарль усовершенствовал свою систему, снабдив свой шар клапаном для выпускания излишнего газа, так как в высших разреженных слоях воздуха газ, заключенный в шаре, сильно расширялся и грозил прорвать оболочку аэростата, делаемую большей частью из шелка. Для большей безопасности шар окружали сеткой и стали брать с собой балласт, чтобы облегчить и регулировать поднятие и опускание; на случай неожиданного несчастья стали запасаться большими парашютами с диаметром почти в 6 метров (впервые примененными в воздухоплавании Гарнереном в 1797 г.), а ввиду затруднений при опускании на землю ввели в употребление якорь.

Попытки применить аэростат в военном деле начались очень рано. Впервые лейтенант военных инженеров Мёнье представил Французской академии наук в 1783 году сочинение: «О применении аэростата для военных целей».

Во время Гражданской войны в США, с 1861 до 1865 г., армия северных штатов употребляла очень часто привязанные шары (aérostats ballons captifs), чтобы следить за положением неприятеля в обширных лесах, где велась борьба, и за исходом битвы.

Во время франко-прусской войны 1870—1871 года аэростаты многократно оказывали французам услуги, в особенности во время блокады Парижа. В Париже и в Луарской армии часто употреблялись привязанные шары (ballons captifs) для разведывания неприятельских позиций, равно как с немецкой стороны во время осады Страсбурга; однако рекогносцировки с помощью привязанных аэростатов не дали вполне удовлетворительных, пригодных для практики результатов. Наоборот, с помощью свободно поднимающихся шаров удавалось перевозить известия и людей (например, известного депутата и оратора Гамбетту) из Парижа в департаменты, не занятые немецкими войсками; равным образом, с помощью почтовых голубей, взятых на аэростат, удалось послать известия из армии и от правительственной депутации в Туре к главнокомандующему в Париж.

После окончания франко-прусской войны военными инженерами всех стран стали производиться испытания для того, чтобы сделать аэростаты пригодными для военных целей. Одним из лучших усовершенствований этого рода стало применение телефона на привязных шарах.

Но более важным было найти способ управления аэростатом и тем сделать его пригодным для практических целей. Это привело к созданиюдирижаблей.

Рекорды скорости на воздушном шаре

7 октября 1811 года Уиндхэм Сэдлер поставил первый рекорд скорости на воздушном шаре, пролетев от Бирмингема до Хэкингхэма (расстояние между городами составляет 180 км) со средней скоростью 135 км/ч.

Рекорд скорости (27,45 км/ч) для тепловых дирижаблей (безгелиевых) был установлен Валерием Шкуленко в марте 2006 года на дирижабле «Зяблик».

Рекорд высоты на воздушном шаре

4 мая 1961 года Виктор Пратер и Малкольм Росс поставили рекорд высоты на пилотируемом аэростате, поднявшись на 34 668 м.

6 июня 1988 года Пер Линдстранд поднялся на тепловом аэростате на высоту 19 811 м (штат Техас,США).

В августе 2006 года Станислав Фёдоров установил рекорд высоты для тепловых дирижаблей, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8000 метров.

Discovery-vision.ru Powered 2015

Яндекс.Метрика