Политология

Политология (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Лицо, занимающееся политологией, называется политологом.

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на три периода:

  1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Никколо Макиавелли считается учёным, возродившим политологию в современную эпоху.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. В 1920-30-е годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.
  3. Рефлексия. 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высших учебных заведениях.

Научные труды:

  • Самостоятельное значение имеет политическая мысль Древнего Востока.
  • Античность: наиболее древние из дошедших до нас научных трудов по политологии:

Платон. Государство (360 г. до н. э.) Аристотель. Политика (примерно 330 г. до н. э.) Цицерон. О государстве (51 г. до н. э.) Августин. О граде Божьем (427 г.).

  • Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы.
  • Возрождение:

Макиавелли Н. Государь (примерно 1513 г.) Кампанелла, Т. Город Солнца (1602 г.).

  • 17 век: произведения голландских и английских просветителей:

Гроций, Г. О праве войны и мира (1623 г.) Бэкон, Ф. Новая Атлантида (1627 г.) Гоббс, Т. Левиафан (1651 г.) Спиноза, Б. Богословско-политический трактат (1670 г.) Локк, Д. Два трактата о правлении (1689 г.).

  • 18 век: произведения французских, франко-швейцарских и франко-германских просветителей:

Монтескьё, Ш. О духе законов (1748 г.) Морелли, Э. Кодекс природы (1755 г.) Руссо, Ж.-Ж. Общественный договор (1762 г.) Гольбах, П. Естественная политика (1770 г.) Марат, Ж. Цепи рабства (1774 г.) Мабли, Г. О законодательстве (1776 г.)

  • XIX в.: социалистические, позитивистские и анархические концепции:

Сен-Симон, А. Катехизис индустриалов (1823 г.) Оуэн, Р. Фурье, Ш. Новый промышленный и общественный мир (1828 г.) Конт, О. Прудон, П.-Ж. Бакунин, М. А. Государственность и анархия (1873 г.) Спенсер, Г. Личность и государство (1884 г.) Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии (1848 г.) Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884 г.) Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма (1905 г.).

  • XX в.: коммунистические, антитоталитаристские и глобалистские концепции:

Ленин, В. И. Что делать? (1902 г.). Империализм как высшая стадия капитализма (1916 г.). Государство и революция (1917 г.) Троцкий, Л. Д. Преданная революция (1936 г.) Арендт, Х. Истоки тоталитаризма (1951 г.) Поппер, К. Открытое общество и его враги (1965 г.) Труды Римского клуба.

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политика стала включаться в учебные программы европейских университетов с конца XIV века. Первоначально её преподавание сводилось к изучению «Политики» Аристотеля.

Качественное изменение преподавания политики произошло во второй половине XIX века во многом благодаря развитию социологии и методологии позитивизма. В европейских и северо-американских университетах появились кафедры и даже факультеты политических наук. Первой в 1857 году была открыта кафедра истории и политической науки в Колумбийском университете (США, 1857). Также были открыты Академия нравственных и политических наук в Мадриде (Испания, 1861), Свободная школа политических наук в Париже (Франция, 1871), Школа политической науки в Колумбии (США, 1880), Общество государствоведения в Берлине (Германия, 1883), Лондонская школа экономических и политических наук (Великобритания, 1895).

Значительную роль в развитии политологического образования сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

История политологии в России

Первые опыты преподавания политики в учебных заведениях России относятся к началу XVIII века, а с середины века политику стали изучать в философском классе Славяно-греко-латинской академии. Отдельные политические дисциплины преподавались в Академическом университете. Но только М. В. Ломоносов предложил ввести преподавание отдельного общего курса политики в проекте Московского университета, открытого в 1755 году.Этот курс начал читать первый профессор кафедры политики К. Г. Лангер с конца 1760-х годов.

С 1804 по 1835 год в составе Московского университета и других российских университетов работал факультет нравственных и политических наук, готовящий специалистов в области политики и политической экономии. Университетский устав 1835 года существенно ограничил возможность изучения политической проблематики в университетах. После принятия Университетского устава 1863 года политические науки стали изучаться на кафедрах энциклопедии права (дисциплины: Энциклопедия юридических и политических наук, История философии права), государственного права (дисциплины: Теория государственного права, Государственное право важнейших иностранных государств, Русское государственное право), политической экономии и статистики юридического факультета Московского университета. После 1917 года сложившаяся система преподавания политических наук была разрушена.

В 1955 году образована Советская ассоциация политических наук.

В 1989 году введены дисциплины в реестр специальностей вузов страны и открытия кафедр и отделений политологии: в марте 1989 года в Ленинградском государственном университете на философском факультете СПбГУ (первая в СССР и РФ), в РУДН, МГИМО, тогда же открылось отделение политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, позже преобразованное в факультет политологии МГУ.

Новый импульс к развитию университетская политология получила в 2008—2009 годах в результате полноценной институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов крупнейших университетов России — в сентябре 2008 года был создан Факультет политологии МГУ, в марте 2009 года — факультет политологии СПбГУ.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления, политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. Политические институты, политический процесс, политическое поведение и участие и т. д.

Методы и методологии политологических исследований

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация;
  • абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
  • сочетание исторического и логического анализов;
  • мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

  • использование статистики (прежде всего электоральной);
  • анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);
  • опрос (анкетный и экспертная оценка);
  • интервьюирование;
  • лабораторные эксперименты;
  • теория игр;
  • современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

  1. Социологическая — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
  2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
  3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
  4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
  5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
  6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
  7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учёт его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
  8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
  9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
  10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Задачи политологии

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации. Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) — это система принципов и приёмов, с помощью которых осуществляется снятие неопределённости, объективное познание политической системы управления в государстве, а также политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии — повышение уровня социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов.

Функции политологии

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • Выражение властно значимых интересов всех групп и слоёв общества.
  • Разрешение общественных конфликтов, их рационализация.
  • Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоёв населения или всего социума в целом.
  • Интеграция различных слоёв населения за счёт подчинения их личных интересов интересам общества, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка.
  • Политическая социализация.
  • Обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом.

Discovery-vision.ru Powered 2015

Яндекс.Метрика